Наверх
Задать вопрос
гарантии скидки цены консультация Выигранные дела
Частным лицам

Частным лицам Все услуги

Нежвижимость

НедвижимостьВсе услуги

Для бизнеса

Для бизнесаВсе услуги

Юридические услуги
Частным лицам Недвижимость Для бизнеса
Бесплатные
консультации
Материнский
капитал

Оспаривание результатов торгов

Бесплатная консультация по телефону
с 8 часов до 23 часов, каждый день, без выходных
Оставьте заявку

Согласен с правилами обработки персональных данных установленными в политике конфиденциальности

Судебное  оспаривание результатов торгов

 

Здравствуйте!

Сегодня мы с вами продолжим цикл статей, затрагивающих вопросы проведения торгов в рамках контрактной системы размещения государственных закупок.

Торги является одним из главных способов, предусмотренных гражданским законодательством, заключения договора. В процессе проведения торгов, посредством разработанной и утвержденной процедуры, определяется победитель, который имея коммерческий интерес вправе рассучивать на заключение договора.   

Как уже было сказано, процедура проведения торгов состоит из целого комплекса юридически значимых действий, последовательность которых четко отражена в действующем законодательству. В случаях, установленных законом, договор подлежит заключению исключительно путем проведения торгов. Данные ограничения связаны с соблюдением и защитой публичных интересов.  

Существенным аспектом процедуры оспаривания результатов торгов является следующее: несмотря на факт использования процедуры в рамках публично правовых отношений они по своей сути носят гражданско-правовую природу. Это означает то, что торги всегда можно оспорить путем обращения в органы судебной власти посредством применения норм гражданского законодательства в части недействительности совершенных сделок.

 Оспорить совершенные торги путем обращения в административном порядке посредством обращения в надзорный орган просто невозможно.

По своей сути под оспариванием в данном случае будет пониматься не оспаривание самого договора (контракта), заключенного в результате проведения и завершения торгов, а сами непосредственно торги, так как они так же являются сделкой.

Для понимания следует обратиться к статье 153 гражданского кодекса российской федерации, в соответствии с которой сделкой могут быть признаны действия граждан и юридических лиц, целью которых является установление, изменение или прекращение прав и обязанностей. Исходя из этого торги оспариваются в общем порядке, предусмотренном законодательством для признания сделок недействительными.

Как следует из судебной практики, которая является подтверждением правильного толкования норм действующего законодательства, торги, которые были проведены с нарушением предусмотренных норм, признаются оспоримыми.

Пример (постановлением президиума ВАС РФ от 28.2010 № 7171/10 по делу А24-1694/2009) Общество с ограниченной ответственностю обратилось в Арбитражный суд с целью признать признания результатов торгов недействительными, протокола конкурсной комиссии недействительными а также применения последствий недействительного договора, заключенного с победителями торгов.

По факту разбирательства и установления юридически значимых фактов, свидетельствующих о допущении заказчиком нарушений при проведении процедуры торгов, судебный орган принял решение, в соответствии с которым торги признаны недействительными, и применены последствия недействительности сделки при повторном рассмотрении дела.

Это свидетельствует о рабочей судебной системе, способной адекватно анализировать фактические обстоятельства в целях защиты прав и интересов не только конкретного хозяйствующего субъекта, но и иных заинтересованных лиц, а также тех, кто в последующем может столкнуться с аналогичными ситуациями, влекущими за собой негативные последствия в предпринимательской деятельности.

Как можно установить из норм гражданского законодательства, признание торгов недействительных в целом, стороне заинтересованной не обязательно оспаривать какие то конкретные действия, совершенные при проведении таких торгов. Данное утверждение подтверждено статьей 449 гражданского кодекса РФ.

Однако, как часто бывает на практике – на бога надейся, а сам предъявляй требование о признании торгов недействительными и заключенного по их результатам договора совместно.

Торги могут признать недействительными по Общим основанием для признания торгов недействительными , что установлено п. 1 ст. 449 ГК РФ. Главным правилом является проведение таких торгов с нарушением правил, установленных действующим законодательством.

В указанной норме описан определенный перечень возможных нарушений, способствующих признанию сделки недействительной.

Для понимание наших дорогих читателей, торги могут быть признаны недействительными в следующих случаях:

  • Кто то из участников был необоснованно отстранен от участия в торгах;
  • Без оснований была проигнорирована более высокая предложенная цена;
  • продажа была произведена в нарушении указанного срока;
  • при проведении процедур были допущены существенные нарушения порядка, предусмотренного действующим законодательством, повлекшим за собой неправильное определение цены продажи;
  • были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

 

Фундаментально проведение торгов регламентируется и регулируется специальными нормами, закрепленными федеральным законом от 5 апреля 2013 года под номером 44 

 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

И несомненно, нарушение положений проведения процедуры при осуществлении государственного (муниципального) заказа будет являться прямым основанием для постановки вопроса для оспаривания результатов совершенных действий и заключенного контракта.

Стоит принять во внимание, что перечень, установленный гражданским кодексом не является закрытым и исчерпывающим, в связи с чем и тот и другой нормативно правовой документ используется в системном толковании.

Для занятия выгодной позиции в ходе судебного разбирательства стоит так же отметить активное участие органа, непосредственно рассматривающего жалобы на действия должностных лиц при осуществлении процедуры торгов. Данным органом является ФАС РФ (и территориальные органы)

Рассмотрение данным антимонопольным органом жалоб регламентируется главой 6 вышеназванного 44 федерального закона.

Если нарушение носит характер, затрагивающий антимонопольное законодательство при проводимых торгах, то рассмотрение жалобы будет проходить в порядке, установленном федеральным законом о защите конкуренции.

Перед тем, как обращаться с заявлением в судебные органы с заявлением о наличии спора и выявленных нарушений следует обратиться с заявлением в антимонопольный орган с жалобой в отношении заказчика (как правило) и требованием о проведении проверки.  

По факту предъявленного заявления антимонопольный орган проведет свое разбирательство, в ходе которого будут установлены юридически значимые обстоятельства для последующего обращения в суд.

 

Пример(№ А51-16862/2014). В данном деле федеральный антимонопольный орган обратился в суд с заявлением о признании недействительным проведенного аукциона. Судом при рассмотрении дела было принято во внимание заключение ФАС по факту проведенной проверки, документы, полученный ФАС при рассмотрении жалобы, а также пояснения, совершенные сторонами при рассмотрении дела ФАС.

Вместе с тем,  исходя из принципов восстановления нарушенных прав заявителя, решение антимонопольного органа не поможет в восстановлении, не смотря на тот факт, что в результате разбирательства были установлены нарушения, достаточные для признания таких торгов недействительными.

 

  

Обращаясь к Пленуму  Высшего арбитражного суда РФ датированного 30 июня 2019 года,  можно установить, что судом отмечено отсутствие полномочий антимонопольного органа на разрешение гражданско-правовых споров хозяйствующих субъектов. В случае если дело о нарушении антимонопольного законодательства, то следует учесть тот факт, что срок давности привлечения к ответственности по данным делам составляет три года.

 

Как отмечено выше, решение антимонопольного органа значительно способствует доказывание нарушения при судебном разбирательстве в части оспаривании торгов. Вместе с тем право выбора судебного или административного порядка защиты своего нарушенного или оспариваемого права принадлежит заинтересованному лицу. Законом не установлено что защита гражданских прав в административном порядке  исключается при обращении в арбитражный суд, а также и наоборот.

Стоит учесть срок, который ст. 449 ГК РФ отводит один год.

Короткими являются сроки на обжалование действий (бездействия) заказчика и иных лиц в административном порядке - от десяти до 30 дней, и не позже заключения самого контракта.

После их пропуска обжалование нарушений допускается только через суд. За оспорением торгов могут обращаться исключительно заинтересованные лица.

Согласно положению 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением, могут быть оспорены по иску заинтересованного лица. Такая формулировка означает, что для оспаривания обязательно иметь статус участника

Если иск о признании торгов недействительными подается лицом, чьи права и интересы не затрагиваются, то иск не может быть удовлетворен. В связи с этим отдельное место занимает доказывание наличия интереса лица.

 Не каждое нарушение, даже зафиксированное, может стать основанием для оспаривания. Суд не должен ограничиваться одной формальной фиксацией. Он должен рассматривать дело на предмет существенности.

Один из принципов контрактной системы - принцип обеспечения конкуренции. При осуществлении закупок должна быть соблюдены система добросовестной ценовой и неценовой конкуренции. Такой принцип является основополагающим: благодаря ему и существует институт закупок. В Законе о защите конкуренции есть отдельная глава под номером 4, которая содержит антимонопольные требования к торгам.

Описание заказчиком объекта закупки должно соответствовать критерию объективности.

 В каждом случае требуется обоснование необходимости установления критериев. Заказчики, осуществляющие закупку по правилам, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки посредством описанных критериев, параметров и качеств.     

Важным элементом обеспечивающим законность торгов являются требования к организация их проведения (осуществления).

В пример хочется привести Определении ВС РФ от 27.06.2016 № 305-КГ16-6470 .В данном деле отмечено, что оператор этп обязан обеспечивать свободный круглосуточный бесперебойный доступ к площадке посредством интернета в течение всего времени проведения таких торгов. Пренебрежение такой обязанности является прямым наругением законодательства о торгах. На такие действия поступает жалоба от участника торгов по факту действий организатора торгов в антимонопольный орган . Предметом рассмотрения жалобы были действия оператора, которые выразились в необеспечении бесперебойного функционирования электронной торговой площадки и  помешали заинтересованному лицу осуществить подачу заявки на участие в аукционе.

Из текста жалобы следовало, что во время проведения аукциона гражданин не смог подать заявку по причине ненадлежащей деятельности оператора ЭТП при работе сайта ( а точнее его не функционирования) .

По результатам рассмотрения жалобы было выявлено нарушение организатором торгов регламента проведения торгов в связи с необеспечением бесперебойного доступа к сайту в течение всего времени проведения аукциона, о чем принято решение и выдано организатору торгов обязательное для исполнения предписание.

Конечно же, организатором торгов были предприняты попытки по оспариванию принятого по делу судебного акта как необоснованного и незаконного, однако в таком случае доводы и факты, которыми оперировал оператор ЭТП не послужили достаточным основанием для отмены принятых по делу судебных актов.  

Оспаривание действий (бездействия) заказчика— первый и важный этап, который сам по себе не приводит к недействительности заключенной по результатам торгов сделки. Таким образом, жалоба в антимонопольный орган в порядке Закона о контрактной системе или Закона становиться исключительно хорошим предварительным и подготовительным этапом перед непосредственным обращением в суд.

При этом заинтересованное лицо подает  заявление об оспаривании заключенной по итогам торгов сделки может сразу в суд, минуя антимонопольный орган. Это возможно и в том случае, если стороной заявителя по тем или иным обстяотельствам были пропущены сроки, предусмотренный законом для обращения в антимонополньный орган или в судебный орган.

 Установление факта нарушения посредством принятия акт федерального антимонопольного органа, будет являться отличным подспорьем при подаче искового заявления

Однако, Уважаемые читатели, отсутствие такого решения не препятствует обжалованию. Да, оно может даже усложнить задачу по доказыванию определённых обстоятельств. Не делает невозможным оспорить результаты торгов, но может и затруднить судебное разбирательство.  Важно учесть, что в ходе рассмотрения жалобы антимонопольным органом (дела о нарушении антимонопольного законодательства) такой орган имеет широкие полномочия по части сбору существенной и достаточной информации и ряд других доказательств, которые заинтересованное лицо в суде фактически не сможет представить.

Для надлежащей оценки закупочной документации в целях установления ее на соответствие законодательству, заявителю необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.

Как было указано выше, действуя добросовестно, предпринимая все необходимое для исполнения своих обязательств, оценивая все обстоятельства дела, сторона заинтересованная может рассчитывать на защиту своих прав.   

В заключении хочется сказать, что при решении вопросов подобной категории следует обращаться к специалистам высокой квалификации, которые помогут вам подготовиться к комиссионному разбирательству в ФАС РФ, а также подготовке необходимого комплекта документов для обращения в суд, с целью разрешения гражданско-правового спора и получения законного судебного акта.

Получите Бесплатную консультацию по телефону:
+7 (953) 960-00-76 +7 (4872) 28-58-00
с 8 часов до 23 часов, каждый день, без выходных.

Задать вопрос

Статьи
Все статьи компании
Наши партнеры
Оформить заявку

Согласен с правилами обработки персональных данных установленными в политике конфиденциальности