Наверх
Задать вопрос
гарантии скидки цены консультация Выигранные дела
Частным лицам

Частным лицам Все услуги

Нежвижимость

НедвижимостьВсе услуги

Для бизнеса

Для бизнесаВсе услуги

Юридические услуги
Частным лицам Недвижимость Для бизнеса
Бесплатные
консультации
Материнский
капитал

Госзакупки. Спор с заказчиком.

Звоните и получите бесплатную консультацию по телефону
с 8 часов до 23 часов, каждый день, без выходных
Или оставьте заявку и мы Вам перезвоним

Согласен с правилами обработки персональных данных установленными в политике конфиденциальности

Представление интересов Клиента в случае споров с государственным заказчиком при осуществлении торгов.

Сегодня Мы снова возвращаемся с вами к обсуждению тем, посвященных теме государственных закупок и проблем, с которыми хозяйствующие субъекты могут столкнуться при участия в процедурах, предусмотренных действующим законодательством как для решения публичных, так и гражданских (субъектных) интересов.

Так как правоотношениям в сфере государственных закупок, носящих публичный характер, присуще гражданско-правовой характер, защита прав и интересов участника закупок как правило начинается и заканчивается в органах судебной власти, потому как только органы судебной власти способны надлежащим образом восстановить нарушенные права, как в части процесса участия/намерения к участию в торгах, так и разрешение последствий, вызванных неправомерными действиями заказчика, либо должностных лиц, ответственных за проведение государственных закупок.

Данная статья не будет питать интерес широкого круга читателей, однако если вам все же интересно, то начнем.

Государственные закупки (госзакупки), как говорилось в предыдущих статьях, представляют собой регламентированную систему, регулируемую нормативно правовыми актами, существующую в целях удовлетворения потребностей и нужд государства по покупке товаров, работ и услуг. Такое приобретение осуществляется за счет бюджетных средств. Как правило закупки охватывают собой все сферы рынка, удовлетворяющие всевозможные потребности. Так как коррупционная составляющая присутствует на всех уровнях и во все времена, законодателем были предприянты попытки создать нормативно правовую базу для регулирования процедуры осуществления государственной закупки.

Но вместе с тем, с учетом публичного интереса, существует и частный, коммерческий интерес участников закупки, которые в силу своего статуса хозяйствующего субъекта преследуют как правило единственную цель – получение прибыли с наименьшими затратами и потерями.

Как уже говорилось ранее, система государственных закупок достаточно молода и хрупка, и несмотря на то обстоятельство, что законодательство и подзаконные акты галопирующим темпом стремиться к развитию института в целом, вопрос защиты прав и интересов субъектов данных правоотношений остается как правило спорным вопросом, зависящим от множества обстоятельств и критериев.

Многие субъекты предпринимательской деятельности требуются в защите, от влияния, распространяемого неопределенностью стороны заказчика, ненамеренным обвинением ФАС в совершении правонарушения из за наличия формальных оснований, или банально причинение материального вреда посредством ненадлежащего исполнения должностными лицами своих обязанностей при организации и проведении процедур в рамках государственных закупок.

И для того, чтобы решить свои вопросы и быть уверенным в получении положительного результата стоит подумать о получении квалифицированной помощи со стороны специалистов.

В примеры можно приводить бесчисленное множество судебных актов, которые как и оправдывают сторону исполнителя и восстанавливают его нарушенные права, так и акт о привлечении к ответственности за допущенные нарушения. Но стоит понимать, когда сторона действительно допустила нарушения и ей обоснованно вменяют санкции за такое нарушение, а другое дело когда прямого умысла и фактические действия исполнителя наоборот – свидетельствуют о его невиновности.

Ниже мы приведем несколько примеров, которые свидетельствуют о хоть и молодой, но действующей системе защиты интересов участников торгов – исполнителей, как обычных юридических лиц, по отношению к статусу и положению в государственной системе самого Заказчика.

Для всех без исключения поставщиков, одним из самых страшных событий, если не самым самым является занесение в реестр в качестве недобросовестного поставщика. Эдакая черная метка, которая испортит вам всю репутацию и помешает к осуществлению дальнейших закупок. Судебная практика рассматривает включение в РНП как специальную меру публичной ответственности.

Исходя из этого, привлекаемое к подобной ответственности лицо должно иметь определенные гарантии, защищающие его от принятия произвольного, формального решения. Из самого названия реестра следует, что недобросовестность нарушителя является ключевым квалифицирующим признаком включаемых в него субъектов. Следовательно, в каждом случае необходимо устанавливать наличие вины поставщика и ее степень. Именно такой подход, предполагающий наличие гарантий для участника закупки (поставщика), позволяет, как будет показано далее, успешно оспаривать в суде внесение сведений о компании в РНП или добиваться справедливости на более раннем этапе — при рассмотрении дела в комиссии антимонопольного органа.

Ведь закон не содержит безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в РНП без оценки его действий (исключением является только один случай — когда контракт был расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением его условий поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но в подобном случае и тактика действий по исключению из РНП будет носить другой характер).     

Для тех кто не знает, следует сказать, что под реестром недобросовестных поставщиков подразумевается официальный перечень, который используется антимонопольным органом для учета участников закупок, которые допустили существенные нарушения при процедуре заключения и исполнения контракта.

Уполномоченными органами по включению поставщиков в данный реестр является ФАС РФ а также его территориальные органы. (см. Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» а также Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ)).

Исходя из систематизированной и проанализированной судебной практики, включение в такой реестр стоит рассматривать как исключительную специальную меру публичной ответственности субъектов предпринимательства. Следуя правоприменительной логике, законодатель предусмотрел права и гарантии субъекта на защиту от принятия произвольного решения и неправомерного включения его в данный

реестр .

Из самого названия реестра можно сделать вывод о том, что основным квалифицирующим признаком субъекта для включения в такой реестр является недобросовестность. В каждом конкретном случае необходимо учитывать степень и характер допущенного правонарушения, действия и бездействия субъекта, при которых допускается установление вины. В данных случаях должны учитываться критерии, касающиеся ответственности публичной, где уполномоченный орган обязан доказывать вину привлекаемого к ответственности лица.

Ситуация 1. Заключение контракта способом, отличным от предусмотренного закупочной документацией. Если такие действия со стороны участника носят исключительно добросовестный характер, и были связаны с иными производственными процессами, не зависящими непосредственно от Поставщика, такой участник уклонившимся от заключения контракта быть не может.

Так, на примере одного из анализируемых дел, комиссия рассмотрела ситуацию: При подписании контракта на электронной площадке сотрудником поставщика не было направлено обоснование цены, хотя обязательство было установлено новой нормой. Впоследствии сторона поставщика пояснила, что из за отсутствия специалиста, квалифицирующегося на проведении торгов. У низ работал сотрудник с опытом работы менее четырех месяцев, который находился на этапе обучения. В результате комиссия пришла к выводу о том, что действия нельзя квалифицировать как недобросовестные, в связи с чем включение в РНП недопустимо. Поэтому, хотя действия компании по заключению контракта, по сути, не отвечали всем требованиям закона, компанию не стали включать в РНП.

Ситуация 2. Контракт не мог быть заключен по причине обстоятельств непреодолимой силы, на которые заказчик не мог повлиять. Так, суд, удовлетворяя требования хозяйствующего субъекта об исключении из РНП, в помещении, арендуемом предпринимателем, были перебои с электропитанием, в связи с чем возникло непредвиденное препятствие в подписании электронной подписью контракта в установленные сроки. При всем этом, проверяя деятельность субъекта, было установлено, что ранее этим субъектом заключались контракты и исполнялись без каких либо претензий и замечаний.       

Оспорить совершенные торги путем обращения в административном порядке посредством обращения в надзорный орган просто невозможно. По своей сути под оспариванием в данном случае будет пониматься не оспаривание самого договора (контракта), заключенного в результате проведения и завершения торгов, а сами непосредственно торги, так как они так же являются сделкой. Для понимания следует обратиться к статье 153 гражданского кодекса российской федерации, в соответствии с которой сделкой могут быть признаны действия граждан и юридических лиц, целью которых является установление, изменение или прекращение прав и обязанностей. Исходя из этого торги оспариваются в общем порядке, предусмотренном законодательством для признания сделок недействительными. Как следует из судебной практики, которая является подтверждением правильного толкования норм действующего законодательства, торги, которые были проведены с нарушением предусмотренных норм, признаются оспоримыми.

Пример (постановлением президиума ВАС РФ от 28.2010 № 7171/10 по делу А24- 1694/2009) Общество с ограниченной ответственностю обратилось в Арбитражный суд с целью признать признания результатов торгов недействительными, протокола конкурсной комиссии недействительными а также применения последствий недействительного договора, заключенного с победителями торгов.

По факту разбирательства и установления юридически значимых фактов, свидетельствующих о допущении заказчиком нарушений при проведении процедуры торгов, судебный орган принял решение, в соответствии с которым торги признаны недействительными, и применены последствия недействительности сделки при повторном рассмотрении дела.

Пример(№ А51-16862/2014). В данном деле федеральный антимонопольный орган обратился в суд с заявлением о признании недействительным проведенного аукциона. Судом при рассмотрении дела было принято во внимание заключение ФАС по факту проведенной проверки, документы, полученный ФАС при рассмотрении жалобы, а также пояснения, совершенные сторонами при рассмотрении дела ФАС. хочется привести Определении ВС РФ от 27.06.2016 № 305-КГ16-6470 .

В данном деле отмечено, что оператор этп обязан обеспечивать свободный круглосуточный бесперебойный доступ к площадке посредством интернета в течение всего времени проведения таких торгов. Пренебрежение такой обязанности является прямым наругением законодательства о торгах. На такие действия поступает жалоба от участника торгов по факту действий организатора торгов в антимонопольный орган . Предметом рассмотрения жалобы были действия оператора, которые выразились в необеспечении бесперебойного функционирования электронной торговой площадки и помешали заинтересованному лицу осуществить подачу заявки на участие в аукционе. Из текста жалобы следовало, что во время проведения аукциона гражданин не смог подать заявку по причине ненадлежащей деятельности оператора ЭТП при работе сайта (а точнее его не функционирования) .

По результатам рассмотрения жалобы было выявлено нарушение организатором торгов регламента проведения торгов в связи с необеспечением бесперебойного доступа к сайту в течение всего времени проведения аукциона, о чем принято решение и выдано организатору торгов обязательное для исполнения предписание.

 Конечно же, организатором торгов были предприняты попытки по оспариванию принятого по делу судебного акта как необоснованного и незаконного, однако в таком случае доводы и факты, которыми оперировал оператор ЭТП не послужили достаточным основанием для отмены принятых по делу судебных актов.

Как было сказано ранее, в государственных закупках много интересного и нового для любого из участников рынка. Но в случае возникновения споров, лучше незамедлительно начать действовать, и обратиться к юристу за получением квалифицированной помощи в целях недопущения правового произвола и нарушения ваших прав на площадке госзаказов.

В заключении хочется сказать, что при решении вопросов подобной категории следует обращаться к специалистам высокой квалификации, которые помогут вам подготовиться к комиссионному разбирательству в ФАС РФ, а также подготовке необходимого комплекта документов для обращения в суд, с целью разрешения гражданско-правового спора и получения законного судебного акта.

 

Получите Бесплатную консультацию по телефону:
+7 (953) 960-00-76; +7 (953) 420-45-51; +7 (4872) 25-00-28
с 8 часов до 23 часов, каждый день, без выходных.

Новости Все новости компании
Наши партнеры
Оформить заявку

Согласен с правилами обработки персональных данных установленными в политике конфиденциальности