Наверх
Задать вопрос
гарантии скидки цены консультация Выигранные дела
Частным лицам

Частным лицам Все услуги

Нежвижимость

НедвижимостьВсе услуги

Для бизнеса

Для бизнесаВсе услуги

Юридические услуги
Частным лицам Недвижимость Для бизнеса
Бесплатные
консультации
Материнский
капитал

Включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Бесплатная консультация по телефону
с 8 часов до 23 часов, каждый день, без выходных
Оставьте заявку

Согласен с правилами обработки персональных данных установленными в политике конфиденциальности

Включение в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Сегодня мы поговорим с вами, пожалуй об одной из числа самых негативных процедур, с которой может столкнуться предприниматель. Эта процедура, подразумевающая включение в реестр недобросовестных поставщиков. В реестр недобросовестных поставщиков можно попасть в результате совершения не только существенных нарушений условий контракта, но и даже по сути при совершении формальных нарушений, чем может несомненно воспользоваться заказчик. Также стоит понимать, что при молодом и постоянно развивающемся законодательстве в области осуществления государственных закупок по контрактной системе, в процессе всей процедуры от размещения заказа и до момента приема результата по такому контракту могут произойти недопонимания а также непредвиденные обстоятельства, связанные с неправильным толкованием норм действующего законодательства.

Для субъектов предпринимательской деятельности, которые участвуют в процедурах по закупкам, в особенности для тех, кто организовывал свою деятельность непосредственно для таких нужд, данная тема является весьма актуальной. И чаще предпринимателей волнует вопрос, как избежать негативного решения со стороны антимонопольного органа – включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Попадание в такой реестр для многих компаний ставит под сомнение вопрос существования организации в принципе, что связано напрямую с неполучением публичных контрактов и как следствие неполучением доходов и наращиванием убытков.

Однако, в случае когда нарушение имеет не столь значительный характер, а также отсутствует главный квалифицирующий критерий – недобросовестность, то поставщик в таком случае может рассчитывать на избежание включения в реестр недобросовестных.

Для тех кто не знает, следует сказать, что под реестром недобросовестных поставщиков подразумевается официальный перечень, который используется антимонопольным органом для учета участников закупок, которые допустили существенные нарушения при процедуре заключения и исполнения контракта. Уполномоченными органами по включению поставщиков в данный реестр является ФАС РФ а также его территориальные органы. (см. Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» а также Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ)).

Исходя из систематизированной и проанализированной судебной практики, включение в такой реестр стоит рассматривать как исключительную специальную меру публичной ответственности субъектов предпринимательства. Следуя правоприменительной логике, законодатель предусмотрел права и гарантии субъекта на защиту от принятия произвольного решения и неправомерного включения его в данный реестр .

Из самого названия реестра можно сделать вывод о том, что основным квалифицирующим признаком субъекта для включения в такой реестр является недобросовестность. В каждом конкретном случае необходимо учитывать степень и характер допущенного правонарушения, действия и бездействия субъекта, при которых допускается установление вины. В данных случаях должны учитываться критерии, касающиеся ответственности публичной, где уполномоченный орган обязан доказывать вину привлекаемого к ответственности лица.

Благодаря законодательно установленном подходу к решению подобных вопросов, предполагая гарантию поставщика на защиту его интересов, становиться успешным мероприятием оспаривание в суде действий, связанных с включением поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Именно такой подход позволяет добиться справедливости на ранних этапах рассмотрения вопроса о включении в такой реестр – на комиссии уполномоченного органа.

Стоит отметить, как было указано выше, благодаря законодателю, прямой обязанности ФАС РФ по любому поводу включать поставщика в РНП не имеется. Надлежит обаятельно оценить его действия и получить разъяснения от поставщика. Исключением будет являться только случай расторжения контракта по вынесенному судебному акту по основаниям существенного нарушения поставщиком условий такого контракта. Но и в таком случае имеется надежда, хотя действия по исключению из РНП будут носить иной характер и сущность.

 

Давайте разберемся же за что может встать вопрос о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с 44-ФЗ основаниями для включения в РНП являются :

  1. поставщик после определения, уклонился от заключения контракта (ч. 4 ст. 104).
  2. Единственный участник закупки уклоняется от заключения контракта (ч. 5 ст. 104).
  3. Контракт расторгнут по решению суда (ч. 6 ст. 104).
  4. Контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика (ч. 6 ст. 104).

 

Теперь стоит разобраться каким образом информация попадает в тот самый РНП

Информация в антимонопольный ораган поступает непосредственно от заказчика закупки. Для предоставления такой информации установлен определенный срок, который зависит от определенного вида нарушения. Сроки исчисляются рабочими днями и как правило составляют от трех до пяти дней.

Важно также отметить, что если сторон заказчика нарушит требования в части сроков, не направит такое заявление в принципе, или же предоставит отчет содержащий в себе недостоверные сведения, то на должностных лиц заказчика в таком случае может быть наложен штраф в размере двадцати тысяч рублей в соответстви со статьей 7.31 Кодекса об административных правонарушениях

 

Из этого следует и оборотная сторона медали, которая не позволяет в полной мере воспользоваться медиационными процедурами, а договориться с заказчиком вряд ли получится.

На этапе проверки, как случается, модно убедить антимонопольный орган в свой правоте и отсутствии квалификации действий как недобросовестных.

В случае поступления в ФАС данных о нарушении поставщиком правил, проводиться проверка, которая длиться десять рабочих дней. В случае установления достоверности сведений, представленных заказчиком, в течении трех рабочих дней сведения о заказчике включаются в РНП

В случае если контракт был расторгнут по решению суда, антимонопольный орган проверку достоверности фактов не проводит, поскольку вступившее в законное силу решение суда предполагается достоверным. Как специально разъяснил Верховный суд РФ, положения нормативных актов, обязывающих антимонопольный орган проводить проверку поступивших документов и информации на наличие фактов недобросовестности исполнителя государственного (муниципального) контракта для вынесения решения о включении последнего в реестр, не распространяются на случаи, когда факт существенного нарушения контракта исполнителем установлен вступившим в законную силу решением суда (п. 24 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 3 (2016), утв. Президиумом Верховного суда РФ 19.10.2016).

Вопрос о включении поставщика в РНП с участием представителя поставщика и заказчика рассматривается в двух случаях:

1) в отношении участника закупки, уклонившегося от заключения контракта;

2)в отношении поставщика, с которым контракт расторгнут вследствие одностороннего отказа заказчика от его исполнения в связи с существенным нарушением условий контракта

 

При рассмотрении подобных вопросов законодателем было установлено правило процедурной особенности, в соответствии с которой дела о включении в РНП рассматриваются в том числе с участием заинтересованных лиц. Стоит сказать, что заинтересованность устанавливается в каждом случае индивидуально. Однако кто может быть признан заинтересованным лицом законом не установлено.

Исходя из общего представления о процессуальном статусе, таковым следует признать лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела.

Лица, в отношении которых рассматривается вопрос о включении в РНП, могут участвовать в рассмотрении дела как лично, так и прибегнуть к услугам представителей. Рассмотрение дела о включении сведений о хозяйствующем субъекте в РНП представляет собой процедуру, альтернативную судебному разбирательству, однако при обстоятельствах отсутствия четкого регламента, но для которой применяются все общие принципы рассмотрения дел антимонопольными органами.

По существу внесение сведений в отношении общества в реестр является специальной мерой административной ответственности (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2016 № 09АП-1360/2016 по делу № А40-157001/15).

Принимая во внимание тот факт, что включение в РНП является специальной мерой защиты интересов государственных заказчиков, большинство документов содержит просьбы не включения поставщика в список РНП. Ведь как было указано выше, включение в такой список может повлечь за собой не минуемый конец деятельности, если не существования организации в принципе.

Именно при таких обстоятельствах, стороне поставщика необходимо знать случаи, при которых нарушение не будет являться основанием для инициации процедуры включения в РНП, или случаи, в которых будет возможным оспорить такие действия в судебном порядке.   

Сведения, содержащиеся в РНП, автоматически исключаются из него по истечении двух лет со дня их внесения (ч. 5 ст. 5 Закона № 223-ФЗ, ч. 9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Кроме того, сведения будут исключены из РНП, если решение антимонопольного органа будет успешно обжаловано в судебном порядке.

Таким образом, если вариант с ожиданием истечения двух лет хозяйствующему субъекту не подходит (обычно так и есть), в арсенале имеется несколько способов решения возникшей проблемы:

1) участие в рассмотрении дела в ФАС РФ, предъявление доказательств и возражений с целью недопущения включения сведений в реестр любым доступным способом;

2) Участие в судбеном процессе с целью недопущения в последующем включения сведений в РНП;

3) обжалование в суде решения ФАС РФ о включении сведений хозяйствующего субъекта в РНП.

Важно также отметить, что судебное обжалование решения может е повлечь автоматического исключения сведений РНП, что влечет за собой необходимотсь обжалования четь ли ни каждого действия ФАС РФ, нарушающего права хозяствующего субъекта.

Далее мы хотели бы привести некоторые примеры из судебной практики, касающихся конкретных споров с антимонопольными органами. Данные споры являются отражением возможностей поставщиков, связанных с оспариванием действий ФАС РФ по включению поставщиков в реестр. Некоторые основания для отмены (пересмотра) решения могут иметь место в совокупности: суды, например, в рамках одного дела выявили целый ряд имевших место нарушений, что и привело к удовлетворению требований заявителя. Ситуация 1. Заключение контракта способом, отличным от предусмотренного закупочной документацией.

Если такие действия со стороны участника носят исключительно добросовестный характер, и были связаны с иными производственными процессами, не зависящими непосредственно от Поставщика, такой участник уклонившимся от заключения контракта быть не может. 

Так, на примере одного из анализируемых дел, комиссия рассмотрела ситуацию:

При подписании контракта на электронной площадке сотрудником поставщика не было направлено обоснование цены, хотя обязательство было установлено новой нормой.

Впоследствии сторона поставщика пояснила, что из за отсутствия специалиста, квалифицирующегося на проведении торгов. У низ работал сотрудник с опытом работы менее четырех месяцев, который находился на этапе обучения. В результате комиссия пришла к выводу о том, что действия нельзя квалифицировать как недобросовестные, в связи с чем включение в РНП недопустимо.  Поэтому, хотя действия компании по заключению контракта, по сути, не отвечали всем требованиям закона, компанию не стали включать в РНП.

Ситуация 2. Контракт не мог быть заключен по причине обстоятельств непреодолимой силы, на которые заказчик не мог повлиять.

Так, суд, удовлетворяя требования хозяйствующего субъекта об исключении из РНП, в помещении, арендуемом предпринимателем, были перебои с электропитанием, в связи с чем возникло непредвиденное препятствие в подписании электронной подписью контракта в установленные сроки.

            При всем этом, проверяя деятельность субъекта, было установлено, что ранее этим субъектом заключались контракты и исполнялись без каких либо претензий и замечаний.

 

Далее Ситуация 3.Нарушение действительно было допущено участником закупки (поставщиком), но характер нарушения явно несоразмерен такой мере ответственности, как включение в РНП

В данном конкретном случае, как установили суды и не опроверг антимонопольный орган, неподписание контракта в установленный законом срок не обусловлено намеренным уклонением предпринимателя от подписания такого контракта. Данные выводы позволили судам к тому, что возложение на предпринимателя санкции в виде включения последнего в реестр сроком на два года не будет справедливым и соразмерным допущенному нарушению.

Как было указано выше, действуя добросовестно, предпринимая все необходимое для исполнения своих обязательств, непредвиденные обстоятельства или обстоятельства непреодолимой силы не будут способствовать включению Вас в РНП, при всем том, что включение без особых поводов субъектов в РНП приведет к подрыву рыночной системы исполнения контрактов по системе 44 ФЗ.

В заключении хочется сказать, что при решении вопросов подобной категории следует обращаться к специалистам высокой квалификации, которые помогут вам подготовиться к комиссионному разбирательству в ФАС РФ по вопросу включения в РНП, а также по вопросам обжалования не обоснованно принятого решения уполномоченным органом о включении субъекта в РНП  

Получите Бесплатную консультацию по телефону:
+7 (953) 960-00-76 +7 (4872) 28-58-00
с 8 часов до 23 часов, каждый день, без выходных.

Задать вопрос

Статьи
Все статьи компании
Наши партнеры
Оформить заявку

Согласен с правилами обработки персональных данных установленными в политике конфиденциальности